Из зимы в лето
Эссе, Заметки
→
Путешествия
Никогда прежде я не путешествовала зимой. Обычным временем моих поездок был август-сентябрь. В этом году все сложилось иначе. Муж пригласил меня на Рождество в Дубай.
Я раньше много слышала о ОАЭ. Благодаря найденным на ее территории запасам нефти, развитой торговле и туризму эта страна превратилась в одну из самых богатых стран мира. То, что там круглый год лето с трудом укладывалось у меня в голове, поэтому, несмотря на предупреждения оператора тур агентства я все-таки взяла с собой в поездку плащ и кофту.
Лететь в Дубай предстояло около пяти часов. По специальному «рукаву» мы с мужем проследовали из аэропорта прямо в салон самолета. Наши туристы, как только сели на свои места, принялись листать страницы каталога продаж на борту самолета. Я на это смотрела с удивлением; из книжек об ОАЭ я узнала, что в Дубае можно купить решительно все по довольно скромным ценам, но видимо менталитет «наших» таков, что отпуск для них начинается с покупок.
Мы благополучно приземлились в аэропорту Дубая, прошли таможенный контроль в одном из его терминалов. Выйдя, наконец, на свежий воздух, я испытала настоящий шок, увидев пальмы и цветы, ведь мы покидали Москву, когда там было — 20 градусов мороза!
Нас повезли на небольшом автобусе с кондиционером в отель «Claridge» и разместили в двухместном номере, отняв на все время проживания наши паспорта.
Мы с мужем, освежившись, отправились на ужин в ресторан отеля и были немало удивлены, что в его обширном зале оказались одни. Мы заказали национальное блюдо «Харис», салаты и десерт к кофе. Нам порекомендовали выбрать для приготовления рыбу из нескольких видов, лежащих на подносе, на льду. Я указала на особо приглянувшуюся и, через 15 минут нам ее подали в самом аппетитном виде. Мне не очень понравился десерт — «Уми али» — что-то похожее на хлебный пудинг, а от пирожного в виде корзинки со свежей клубникой и взбитыми сливками я была в восторге. Обслуживание в ресторане было в высшей степени приятным. К концу ужина официант с улыбкой вынес нам презент от хозяина заведения — большое блюдо с порезанными дольками фруктами, которое как мы ни старались, но полностью одолеть не смогли.
Мы прогулялись по вечернему городу, который конечно впечатляет. Была почти что ночь, а на его улицах полно народу, открыты кафе и магазины. Мы обошли соседние от отеля кварталы и усталые вернулись в свой номер.
Утром проснулись от методичного крика маленькой птички, сидящей на перилах балкона, я приняла ее за будильник…
Мы завтракали и обедали в кафе отеля, ужинать ходили в ресторан. В поездках я предпочитаю пробовать блюда национальной кухни той страны, в которой пребываю. Муж же удивил меня своим консерватизмом, он выбирал что-то знакомое и привычное.
Мы с ним решили, что до экскурсий развяжем себе руки, накупив родным и друзьям подарков. Для этой цели мы поехали на рынок и походили еще по близлежащим магазинам. Я убедилась в том, что Дубай — действительно рай для покупателей.
Дубай — космополитичный мегаполис, его архитектура поражает. Небоскребы современны и оригинальны, имеют индивидуальные черты. На его улицах трудно найти два одинаковых здания.
Символ страны — одногорбый верблюд и пальмовое дерево. ОАЭ состоят из семи княжеств и подчиняются источнику законов — шариату, основанному на предписаниях Корана. Каждый мусульманин должен 5 раз в день прочесть молитву, обратившись лицом к Мекке, священному месту всех мусульман. В своем номере мы тоже нашли зеленую стрелку — указатель. У мусульман выходной день — пятница, верующие собираются на призывный голос с минарета, чтобы помолиться вместе и послушать проповедь старейшины. В Дубае много красивых мечетей. Мы часто слышали усиленные динамиком призывы на молитву, но не стали заглядывать в мечеть из праздного любопытства.
На улицах Дубая мы видели людей различных наций, интересно было взглянуть на коренных арабов. Мужчины там ходят в длинных белых рубахах, а на голове, как правило, носят платки, придерживаемые двумя обручами; женщины в основном закутаны в черную национальную одежду, часто с закрытым лицом.
Стабильность, высокий уровень жизни, следование национальным традициям видимо обеспечивают в стране отсутствие преступности. Люди в большинстве своем приветливы, порядочны, трезвы. Туристам гарантирован безопасный отдых, от них требуется соблюдение общепринятых в стране норм, за какую-нибудь непристойность нарушитель может запросто покинуть эту прекрасную страну навсегда.
Уровень обслуживания туристов — самый высокий. В каком-нибудь магазине или лавке можно спокойно оставить свои покупки, сообщив в каком отеле, остановился, и твои покупки бесплатно доставят на склад отеля. Мы с мужем неоднократно так и делали. Не приходилось так же опасаться за качество предложенных продуктов. На всякий случай я из Москвы захватила «Смекту», но она мне не понадобилась.
Ни разу я не видела, чтобы на улицах Дубая кто-то ел на ходу, там много кафе и ресторанов, и цены в большинстве из них вполне доступные. Шаурма, по крайней мере, там, в два раза дешевле, чем в Москве и в три раза вкуснее!
Время в Дубае опережает московское на час. В январе стоит благодатная умеренная погода, правда в полдень светит злое солнце и начинается «сиеста», жизнь в городе на три часа замедляется. В Дубае огромное количество искусственно посаженных деревьев и опресненная вода подведена к каждому цветочку, к каждой пальме! Я назвала их «золотыми».
Колоритный вид города определяет Бухта, делящая город на две части. На арбе — маленьком водном «такси» с мотором мы пересекали ее из Дейры, восточной части Дубая в Бар Дубай — западную его часть, где на рынке лавки заполнены тканями; там я купила у торговца — индуса восточный шелк яркой расцветки.
За время пребывания в Дубае я так и не разобралась в ценности монет, но мне не приходило в голову, что кто-то меня может обмануть…
Я с удовольствием бродила не только по крупным универмагам, но и по маленьким лавочкам, прицениваясь к товарам и торгуясь с продавцами из спортивного интереса.
Как-то раз мы с мужем на рынке в старом городе надумали прикупить шарфов для подарков. Выбрав их несколько, я увидела еще один, понравившийся мне и предложила мужу за него поторговаться. Симпатичный молодой торговец просил за шарфик 20 дирхамов, а муж протянул ему 10, и мы все дружно рассмеялись, в итоге каждый получил свое. Но было и иначе. Я, увлекшись шоппингом, решила купить себе обувь полегче. В одной из лавок выбрала удобное и простенькое сабо, присела на стульчик для примерки. Муж, опустившись на колено, расшнуровал мои спортивные туфли, а после примерки их зашнуровал. Торговец средних лет, снисходительно взглянув на мужа, спросил меня по-английски: «Муж хороший?» «Да, золотой!» — ответила я. «А я своей жене не стал бы завязывать шнурки на туфлях!» — заявил он мне. «Это ваши проблемы», — сказала я и вышла из лавки…
На золотом рынке, в галерее магазинов, витрины которых увешены ювелирными изделиями из драгоценных металлов, я, утомившись, вознамерилась присесть на ближайшую деревянную скамью. Меня опередил молодой араб, весьма солидный с виду. Я по-английски спросила его разрешения присесть на другой конец скамейки, он молча перенес свое тело на скамью напротив и стал поверх голов рассматривать витрину магазина. Меня это больно укололо. «Все люди — братья, богатые и бедные, белые и цветные», — думала я позже, ожидая в одном из магазинов выполнения заказа.
Покончив в целом с покупками, мы с мужем стали ездить на море. По утрам от отеля нас отвозил туда бесплатный автобус. В Дубае можно взять в аренду машину. Правила дорожного движения там такие же, как в России. Многие туристы так и делают: на высокой скорости гоняют по Эмиратам, уверенные в собственной безнаказанности, а специально установленные радары фиксируют их художества и передают в компании по аренде машин информацию о нарушителях дорожного движения. Позже им приходится платить за это немалые штрафы…
Мы с мужем предпочли такси, которых множество в Дубае; бежевого цвета — государственные, а синего — частные. Автобусов там крайне мало.
Однажды мы приехали на платный пляж, как оказалось в «Ladies Day», я там осталась, а муж поехал на другой.
Раздевшись, я сразу же полезла в воду. Недалеко на песке сидела в кружочек компания арабских женщин в обычных своих одеждах. Мне стало их немного жалко: какой смысл ехать к морю и не позагорать, не искупаться?! Потом я себе представила, что летом, в зной им приходится носить свои черные одежды, в отличие от мужских — белых, сильнее притягивающих солнечные лучи. Бедняжкам в них, наверное, ужасно жарко. Я вспомнила услышанные прежде слова о жемчуге, о том, что белый — это светоч, а черный — его тень. Так рассуждая, я не заметила, как мои ноги перестали касаться дна, а набегающая мощная волна меня от берега уносила в море и временами накрывала с головой. «О, как сильна природная стихия», — думала я, стараясь плыть по направлению к берегу, но коварная волна меня вновь настигала и отбрасывала все дальше в море. Я уже хотела звать на помощь, когда увидела что от берега бежит индус — спасатель и бросает мне привязанную метров на десять резиновую «торпеду» на веревке. Я за нее крепко ухватилась и спасатель, с ее помощью вытащил меня на берег, что-то крича при этом. Я же, выбравшись из моря, плюхнулась на песок у кромки воды и долго отдыхала. Когда ловила на себе взгляды арабских женщин, то смеялась, улыбались и они…
На следующий день желания ехать к морю не возникло, и я отправилась в старинный форт Аль-Фахиди, в котором расположен Дубайский исторический музей. Экспонаты музея там выставлены в подземных залах. Я видела древнейшие захоронения, предметы прикладного искусства и домашнего обихода бедуинов и жителей Дубая прошлого века. На мониторе посмотрела способ добывания ныряльщиками жемчуга из моря. Объемный звук и искусно вылепленные фигуры в национальных одеждах создают в залах удивительную атмосферу. Я ощущала свое реальное присутствие в прошлом арабов, но мне было страшно, потому что я там была одна…
В другой раз мы с мужем собрались посетить аквапарк в парке развлечений «Wonderland», но, добравшись до него, узнали, что он закрыт, тогда мы на такси отправились в город Абу-Даби, расположенный в 170 километрах от Дубая. Водитель — пакистанец в пути много рассказывал нам о ОАЭ. Благодаря мудрой политике шейха Заида в этой стране всем неплохо живется, и арабам, и многочисленным приезжим на работу иностранцам, среди которых, кстати, полно и русских… Мы ехали мимо строящихся поселков арабов, состоящих из больших светлых каменных строений с мечетями разной архитектуры в центре. Вдоль дороги в три ряда тянулись линии посадок «золотых» пальм. Так, приятно общаясь и, обгоняя по дороге грузовики, тянущиеся цепочкой в крайнем правом ряду, мы доехали до столицы Эмиратов.
Абу-Даби — красивый, современный, удивительно зеленый город с множеством мечетей. Его называют новым Нью-Йорком. Мы посетили этнографическую деревню, рассказывающую о традиционном укладе жизни арабов и торговый центр на берегу залива, где, подкрепившись в кафе, отправились назад, в Дубай.
Мы с мужем решили, что поездка в Эмираты будет не полной, если мы не побываем в пустыне и мы совершили захватывающую дух прогулку на джипе по песчаным дюнам. Опытный водитель демонстрировал чудеса смелости, направляя машину в такие места, где казалось проехать невозможно. Пустынное сафари завершилось пикником с арабским шашлыком, со свежеиспеченными лепешками и прохладительными напитками с музыкой и танцем живота под звездным небом в бедуинской деревне.
Грациозная танцовщица в ярком, украшенном золотом наряде в конце своего выступления вытаскивала со зрительских мест мужчин, а женщины присоединились к танцу сами.
На следующий день мы с мужем отправились на автобусе на экскурсию к Индийскому океану вдоль высохших русел горных рек и через хребты Хаджар. Проезжая мимо сельскохозяйственной местности, мы видели деревья, на которых вызревают мандарины. Нас привезли к мотелю «Sandy Beach», от его пляжа мы плавали до кораллового острова и с помощью подводной маски могли увидеть подводный мир, полюбоваться красотой кораллов и разноцветных рыб. Гид рассказал, что часто к острову подплывают безобидные акулы. Я и мечтала их увидеть и боялась. Мы сильно опасались ядовитых черных морских ежей, прячущихся на дне между камнями. Инструктор по плаванью сфотографировал всех желающих под водой, которая гораздо теплее, чем в заливе.
На обратном пути мы заезжали в султанат Оман, в городок Дибба, на частную верблюжью ферму, где ее хозяева любезно нас встретили, и мы могли вдоволь наглядеться на сильных молодых верблюдов и покормить их с рук.
Мы также сделали остановку на Ковровом рынке, желающие купили керамические изделия ручной работы, ковры, фрукты, сувениры.
Время от времени вдоль дороги мы наблюдали в пустыне пикники арабов, отдыхающих всем семейством на природе.
Мы побывали в сказочном аква-парке «Wild Wadi», таком чудесном и комфортном, что не хотелось уезжать. При входе мы приобрели непромокаемую электронную карту и прикрепили на запястье. С ее помощью мы оплачивали еду, напитки, сувениры. Неиспользованные средства нам на выходе вернули. Супруг мой побывал на всех без исключения аттракционах, включая самую быструю горку «Комикадзе», это когда пловец несется с вышки вниз по водяной ленте с такой скоростью, что не ощущает собственного веса. Я выбирала аттракционы поспокойнее, но все же по другой водяной ленте залетела в «черную дыру», после чего от неожиданности у меня поднялось давление. Мне более всего понравился бассейн с искусственной волной, на которой можно было качаться под наблюдением спасателей совершенно безопасно.
В Дубае турист может найти много разных развлечений. У моего мужа во все время пребывания в этой чудесной жаркой стране с лица не сходила довольная улыбка. Мне тоже там понравилось. Я не успела побывать в дубайском зоопарке, на рынке специй, о чем до сих пор жалею. Посещение дубайских галерей я отложила тоже на «потом».
Мы с мужем сделали в ОАЭ много удивительных открытий, всего не перечислишь.…Но самое ценное и важное, что с нами произошло, так это то, что там мы обрели новых друзей, а, как известно, насколько бы человек ни был богатым и успешным, он все равно нуждается в общении с друзьями. В этом смысле мы с мужем вернулись домой, в зиму, более счастливыми, чем до поездки были…
17.03.2008